Новичок. Foudroyante Kriek от Brouwerij Lindemans
"Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом", - говорил один из прожектеров в "Бесах". Эта фраза - одна из самых моих любимых, особенно применительно к себе. Никогда не знаешь, куда заведет тебя мысль и поток рассуждений.
Вот и сейчас, простите за неровные буквы... Хотелось быстренько написать про вариант коммерческого Крика для французского рынка, поставить галочку, извлечь мораль "вот такие бутылочки продаются в городе Albi", и забыть.
А вышло - рассказ про пивоварню, рассуждения о возможности избежать компромисса с коммерцией, о правилах отнесения сорта к "новым" и прочая вода.
Выходя из пивной бутылки, мы заключаем безграничными глобальными выводами.
Это предисловие написано уже после основного материала, но мы поместим его в начало, чтобы все подумали, что автор очень умный и знает, куда его выведет поток бесплодных рассуждений.
Городок Albi, департамент Tarn региона Юг-Пиренеи. Волшебный город, и даже тот факт, что здесь я уже второй раз, не снижает моих восторгов. Готовлюсь к поездке на очередной день фестиваля Rock in Opposition, разминаясь Kwak и La Cuvée des Trolls. Последний обход городка перед автобусом. Супермаркет. Может, удастся зацепить какое-нибудь местное региональное пиво? Увы, но наши сети притащили незнакомый kriek - Foudroyante Kriek от Brouwerij Lindemans.
Эту бутылку ждала сложная судьба. Вернее, судьба-то простая и предсказуемая, но штопором, которым ее открывали, со мной поделился Dave Kerman, барабанщик легендарных Present, к тому времени уже пребывавший на грани добра и зла. И продукция компании Lindemans отправилась туда, куда и следует - в глотку жаждущих...
Вот он, долгожданный переход!
Brouwerij Lindemans , Vlezenbeek, Sint-Pieters-Leeuw, Vlaams-Brabant существует с 1809 года.
Семья Линдеманс, в то время возглавляемая Франсом Линдемансом, купила ферму в Фламандском Брабанте. Чтобы занять долгие зимние вечера, фермеры стали варить ламбики. Сырье росло тут же, рядом.
Занятие затягивало, и в 1930 году очередные наследники, наконец-то, перестали притворяться, что сельское хозяйство их очень интересует, и полностью посвятили себя пивоварению. К этому же году относятся и первые Крики, тогда же Линдемансы стали смешивать гезы. Сырье покупалось уже у сторонних производителей.
Все было бы неплохо, но к середине 70-х популярность ламбиков и гезов серьезно упала. Встал вопрос - что делать дальше, как жить.
1978 год. Интересная дата, прежде всего тем, что именно в этом году развитие производства ламбиков и гезов пошло в двух противоположных направлениях. Именно в 1978 году Франк Бун купил Brouwerij Boon (см. рассказ в это блоге ) и стал кропотливо воссоздавать старое искусство, упорно заниматься блендингом гёзов и готовить ламбики для других гёз-блендеров.
Иначе поступили владельцы Линдеманс. В 1978 году на рынок вышел их Faro. На пивоварне утверждают, что они возродили почти исчезнувший сорт, честь им и хвала. Многие же считают иначе. Добавив сахарку в непривычный массовому потребителю вкус ламбика и уменьшив содержание высушенного хмеля, а позже - и ламбиковой составляющей, семья Линдеманс попросту сделала первый шаг к коммерциализации ламбиков, превратив их в "лимонадики". К чему это привело? В нынешних изделиях пивоварни доля непосредственно ламбиков снижается, уступая место слабенькому элю или лагеру, растет доля сиропа вместо реальных фруктов, пиво становится сладеньким компотиком, скрепленным посторонними добавками, на свет появляются уродцы типа Tea Beer.
Можно ли было поступить в той ситуации по-другому? Неизвестно. Кантийон, Жерарден и Драй Фонтейн остались, Бун через восемь лет расширил мощности, продолжала смешивать гёзы семейство Хаансеенс. Они занимались тем же, чем и занимались. А Линдеманс пошел на поводу у рынка, так же как и Тиммерманс, которые в конце концов попали под маркетинговый пресс Martin's.
C другой стороны, можно говорить о том, что успех коммерческих ламбиков и гезов подтолкнул спрос на традиционные виды, возродил к ним интерес. А можно и поставить вопрос ребром - коммерциализироваться или вообще умереть?
Lindemans выбрали первое. В 1979 году их продукция впервые попала на рынок США. Рецепт успеха был найден - "что-то необычное, сладенькое, бельгийское". В 1980 году запущен Framboise, в 1986 году - Cassis, в следующем - Pecheresse. К тому времени относится и серьезные изменения в рецептуре Крика - вместо целых ягод стала использоваться мякоть. Далее доля сиропа (сделанного, конечно же, "из тех самых ягод, которые тщательно заморожены и сбережены" - цитата из релиза пивоварни) только росла. А доля ламбика падала. Вот состав пива, до которого мы сегодня, в конце концов доберемся: Malt, wheat, 25% cherry juice, fructose, hops, cherry flavouring, sugar substitute, ascorbic acid, yeast. Обратите внимание на последнее слово - дрожжи! Не Brettanomyces bruxellensis...
Коммерческий успех рос. В 1991 году рядом со старой была построена новая пивоварня.
В 1995 году запущен уродец "Tea Beer" В 2003 и в 2007 производственные мощности были увеличены для того, чтобы справляться с потоком экспорта, среди адресов потребителей добавилась Азия, особой строкой проходит Китай. Ныне мощности "традиционной" пивоварни - 83 500 Гектолитров. Принадлежит она по-прежнему, семье Линдеманс, нынешние владельцы, Dirk и Geert, двоюродные братья - девятое поколение Линдемансов.
Единственный сорт, производящийся по настоящим, ламбиковым рецептам - Cuvée René Grand Cru. Остальные - коммерческие версии ламбиков и фруктовых ламбиков.
С другой стороны, подобные напитки, все же, нужны. Они знакомят публику с наименованием, приучают к бельгийскому пиву. И, если хотя бы 5% впервые попробовавших коммерческие ламбики, вскоре перейдут на ламбики истинные, этот вид пива будет процветать, а ламбиковые и гезовые маньяки типа авторского коллектива, наконец-то, смогут купить Cantillon в родном городе.
Нам попалась версия для французского рынка - Foudroyante Kriek.
Внимание, вопрос: считать ли это отдельным сортом? С точки зрения коллекционера атрибутики - конечно, этикетка-то другая, и название тоже. С точки зрения маркетолога - тоже, другой бренд, другое (вас не вырвет?) позиционирование. С точки зрения пиволюба - одно и то же. Но мы пиволюбы с понтами в виде "постановки галочек" и "гонки за количеством", поэтому для количества посчитаем это новым сортом.
Foudroyante Kriek (BE) (bottle) (FR market) - версия крика для французского рынка.
Закрывается корковой пробкой, производит впечатление качественного традиционного продукта.
Цвет - интенсивно-вишневый, пена быстрая, убегающая, формирует неплотную, но высокую шапку, которая живо опадает. Аромат - интенсивно вишневый. Вкус вишневого сока с легким приятным дрожжевым налетом, сладость не компенсируется кислинкой, как следовало бы.
В общем, коммерческий крик со всеми его прелестями и недостатками.