Почему в Британии пивные Давиды бьют Голиафов

Публикую немного отредактированную заметку, посвященную успехам британских микро-пивоваров, в переводе Русской службы BBC.
? ?
Крису Гиллу негде повернуться - так мало у него места - а он при этом умудряется варить эли, получающие награды. Его пивоварня Ascot Ales - маленькое предприятие в анонимной промзоне в городке Камберли, что в графстве Сарри на юге Англии, - размером с гараж на две автомашины. У стены пивоваренные чаны, на полу - бочки, в которых выстаивается пиво. А еще здесь горы мешков с ячменным солодом и с пикантным хмелем, так что повернуться и правда негде. Но клиенты 40-летнего пивовара - а их число постоянно растет - уверены: мало есть хорошо. Он варит свои эли только своими руками и использует в их приготовлении исключительно природные ингредиенты - воду, ячменный солод, хмель и пивные дрожжи.
"Мы, будучи микропивоварней, можем позволить себе сварить нечто такое, что кому-то покажется слишком крутым, но другим обязательно понравится" - говорит Крис Гилл.
У Гилла нет химикатов, нет дешевых добавок - таких как рис или кукуруза, - которые транснациональные пивные гиганты используют для снижения цены - и аромата. И он отметает любые разговоры о пастеризации - технологии, которую большие пивоварни используют для продления срока хранения своих напитков и которая при этом лишает их изрядной доли вкуса. В результате его эли марки Ascot для некоторых чересчур ароматны, но ради истинных ценителей янтарной пинты Крис и его коллега, она же жена Сюзанна, работают на полных оборотах, чтобы удовлетворить запросы 70 местных пабов.
Но Гилл далеко не единственный такой энтузиаст: в последнее время в пивной индустрии Соединенного Королевства происходят существенные перемены, наблюдается быстрый рост числа микропивоварен с очень малым объемом производства и парой-тройкой сотрудников.
По данным британской организации "Кампания за реальные эли" (CAMRA), сегодня на территории страны более 600 микропивоварен, причем не менее 70 из них появились на свет в прошлом году. Похожая ситуация наблюдается в традиционных пивных странах всего мира, особенно в США и Канаде: любители напитка все больше требуют местного, уникального, интересного.
Быстрый рост числа микро- и минипивоварен странным образом не соответствует унылой картине, которую рисуют транснациональные пивные гиганты: их объемы падают, все больше людей отворачивается от массовых, поистине глобальных брэндов. Особенно ярко живописуют этот процесс непрекращающиеся муки крупнейшего мирового пивоваренного концерна, Anheuser-Busch InBev, владельцу таких марок как Stella Artois, Budweiser и Becks. Последние финансовые отчеты гиганта свидетельствуют: его продажи падают всюду в мире, кроме Латинской Америки. В США и Канаде снижение в третьем квартале 2009 года составило 4,7%; в Западной Европе - 3,3%, а в Центральной и Восточной Европе - 16,8%. В результате эта бельгийско-бразильская компания в начале года объявила, что намерена на 10% сократить свой 8-тысячный штат в Европе. Это привело к непрекращающимся забастовкам сотрудников фирмы в Бельгии, которые блокируют заводы, не позволяя отвезти пиво в бары и магазины.
Конкурент Anheuser-Busch InBev, второй по величине концерн мира SAB Miller, недавно отчитался о том, что его продажи в Европе упали на 2%. При этом, правда, его брэнды класса "премиум" - Pilsner Urquell и Peroni Nastro Azzurro - быстро набирают обороты.
Как говорит представитель CAMRA Иэйн Лоу, завидный успех минипивоварен легко объясним. "Они производят такие виды пива, которые людям нравятся, - ароматные, интересные, - говорит он. - И они варят свои напитки по соседству - а это как раз то, чего хотят все больше и больше людей". На своем микрозаводике мистер Гилл варит сегодня всего лишь 12 баррелей (видимо, имеется в виду пивной баррель - 163,66 литров - kopai) элей Ascot в неделю - да и то лишь если "пашет, как трактор". Но он уже нацелился на соседнее помещение: хочет расшириться и увеличить производство. "Бизнес родился в 2007 году, и продажи с тех пор постоянно растут, - говорит он. - Идея состояла в том, чтобы продавать очень своеобразное пиво, мы просто не понимали, зачем множить банальность". "Если ты большой пивовар, тебе приходится снижать риск, потому что ты производишь так много тысяч бочек в любой момент времени, тебе нужно апеллировать к массовому рынку, - продолжает Гилл. - А мы, будучи микропивоварней, можем позволить себе сварить нечто такое, что кому-то покажется слишком крутым, но другим обязательно понравится". Налоговый трамплин Помимо увеличения потребительского спроса на оригинальное пиво, росту числа микропивоварен в Великобритании способствует и проект под названием "прогрессивный пивной сбор", который правительство ввело в силу в 2002 году. По этой схеме, те, кто производит до 5 тыс гектолитров (500 тысяч литров) в год, платят лишь половину акцизного сбора. Если пересчитать это в реальные понятия, то за пинту (568 мл) среднего пива крепостью в 4% большая пивоварня заплатит акциз в 37,44 пенса (57,65 цента США), а маленький - 18,72 пенса. Но, как подчеркивает Иэйн Доу, все равно главный стимул - это вкус и аромат, которого хочет потребитель. "Успешный микропивовар просто обязан выдавать что-то отличающееся от других, - говорит он. - И поскольку они зачастую производят очень малые объемы, они могут позволить себе рисковать, пробовать новые и новые рецепты - до тех пор, пока не найдут тот, который станет популярным".
|
19 февраля 2010 г. 10:32:54